Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Рекомендации родителям по адаптации учащихся 5-х классов.

1f

Рекомендации родителям по адаптации учащихся 5-х классов.

 

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. К тому же переход в среднюю школу совпадает с подростковым периодом (10-15 лет). Данный период открывается кризисом 13 лет.

Особенности кризиса:

* Снижение продуктивности в учебной и творческой деятельности;

* Переход от конкретного к абстрактному мышлению;

* Проявляется взросление ребенка (негативизм, беспокойство, стремление к одиночеству).

Родители считают детей этого возраста трудными, "неслухами».

Развитие внимания

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения пятиклассников. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Развитие памяти

Наиболее распространенный прием запоминания у младших подростков - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание.

Мышление

Именно в этот период у 5-ов начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно переходит в стадию формально-логических операций, т. е. ученик начинает оперировать отвлеченными понятиями без опоры на наглядность.

Особенности учебной деятельности пятиклассников

Дети, вступающие в подростковый период, сензитивны к возникновению у них познавательных интересов, более восприимчивы к переходу учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1.    Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять

2.    Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3.    Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

4.    Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Признаки успешной адаптации:

• удовлетворенность ребенка процессом обучения;

• ребенок легко справляется с программой;

• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

• удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками, учителем.

Причины психологических трудностей:

5.    1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

6.    2. Повышение уровня тревожности самого ребенка.

7.    3. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

8.    4. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

9.    5. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

10.                    6. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

11.                    7. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

·        Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

·        Наблюдайте за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

·        Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

·        Забота о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

·        Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

·        Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

·        Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

·        Обязательно познакомьтесь с его одноклассниками

·        Позволяйте общаться с ребятами после школы.

·        Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

·        Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

·        Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка.

Правила общения с ребенком:

·        Выражайте недовольство отдельными действиями, но не личностью.

·        Осуждайте действия, но не его чувства, какими бы нежелательными или «неположительными» они ни были.

·        Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями его действий или бездействий. Только тогда он будет «ВЗРОСЛЕТЬ», становится сознательным.

·        Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему, но не полностью, а частично: большую часть предоставьте делать самому.

·        Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

·        Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка: пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

·        Уважайте других детей. Помните: если Ваш ребенок – личность, то другой – такая же личность.

·        О своих чувствах говорите ребенку от первого лица, сообщайте ему о своих переживаниях, а не о нем, его поведении.

·        Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе.

·        Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.